Не всегда рождение и воспитание детей приносит только радостные эмоции, к сожалению у ребенка могут развиваться некоторые патологии и проблемы со здоровьем, в том числе, проблемы со слухом, речью, психикой, опорно-двигательным аппаратом. Таким детям нужна особая поддержка и помощь такого специалиста как психиатр дефектолог.

Кто такой психиатр дефектолог

Дефектологом называют специалиста имеющего медицинское образование и занимающегося коррекцией поведения у детей имеющих особенности в развитии. Основная его задача заключается в коррекции поведения у детей имеющих ограниченные возможности здоровья и отклонения в развитии.

Кто такой психиатр дефектолог

Дефектологи – педагоги работают не только в детских садиках и школах, также они ведут прием в специализированных клиниках, реабилитационных центрах, поликлиниках. Дефектолог педагог проводит индивидуальную и групповую работу.

Дефектология разделяется по отраслям:

  • Олигофренопедагогика — работа с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями.
  • Сурдопедагогика — работа с детьми, имеющими отклонения слуха;
  • Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
  • Логопедия — работа с нарушением речи у ребенка.

При работе в детском саду, работа этого специалиста не узконаправленная, а зависит от различных проявлений нарушений развития у детей.

Стоит отметить, что в обычных дошкольных и школьных учреждениях этого специалиста практически невозможно встретить. Дефектологи работают в специализированных учебных заведениях.

Другой важной частью работы данного специалиста является социализация детей с особенностями развития. Особенно тяжело приспособиться к жизни бывают детям с умственными отклонениями. Также очень важно научить слабовидящих детей ориентироваться в пространстве. Помочь таким детям как раз и призван такой специалист как дефектолог.

Как работает дефектолог с детьми

Основной деятельностью данного специалиста является воспитание, обучение и знакомство особенных детей с внешним миром и обществом. Конечно, только этим его работа не ограничивается. Все зависит от конкретного нарушения в развитии у ребенка.

В первое время специалист обследуют ребенка. Обследование обширное, должно выявить все слабые стороны развития. Важно понимать, как ребенок выстраивает контакт с другими людьми, какие реакции возникают, каким образом лучше усваивается информация.

На основе результатов обследования педагог (в случае с групповыми занятиями или работой в специализированной школе) разбивает детей на группы. Группы подбираются так, чтобы воспитанники в них имели схожие уровни развития и особенности восприятия информации.

Как работает дефектолог с детьми

Некоторые дети не могут принимать участие в групповых занятиях, им необходимы индивидуальные сеансы. К таким относятся дети с диагнозом аутизм.

 Направления занятий:

  1. Знакомство с окружающим миром. Специалист формирует у ребенка правильное представление о мире. Ребенок начинает понимать ответственность за свои действия.
  2.  Развитие у ребенка математических понятий. Специалист рассказывает на занятиях что такое высота, форма, величина, вес и другие характеристики предметов и объектов.
Психиатр дефектолог

Сенсомоторное развитие ребенка также очень важно. Большой упор делается на развитие ощущений. Дети практикуют различные способы развития моторики, например им предлагается так называемый пальчиковый бассейн, куда помещаются мелкие предметы, игрушки и даже крупы. Изучаются фрукты, овощи, и другая еда, которую можно исследовать с помощью прикосновений к ней пальцами.

Особое значение придается налаживанию контакта у детей с особенностями психического развития, им сложно играть, придерживаться правил и в целом идти на контакт.  В этом случае педагог дефектолог помогает наладить эти связи, направляет действия детей и способствует нахождению общего языка между подопечными.

Следующим важным делом, конторе лежит в плоскости работы дефектолога является работа с родителями.

Для родителей особенных детей очень важно находить ответы на свои вопросы, а также приобретать практические навыки которые помогают справляться с поведением их ребенка.

Методы работы

Методика образовательного процесса будет выстраиваться исходя из тех особенностей в развитии, которыми обладает ребенок или группа детей, с которой проводит работу специалист. Для примера можно привести ребенка страдающего от глухоты, в его случае непременно возникает проблема распада разговорной речи. Это имеет особое значение у детей младшего возраста (дошкольников) так как именно в этот период происходит основное формирование речи.

 Детям с потерей слуха и отсутствием нормальной коммуникативной связи приходится очень непросто и часто это может приводить к тому, что ребенок попросту замыкается в себе. Если вовремя не обратиться к специалисту ребенок может полостью утратить возможность разговаривать. Конечно, его обучат языку жестов, но без возможности разговаривать это сильно ограничит его в возможностях и контакте с социумом.

Методы работы дефектолога
Специлист по социолизации детей дефектолог

Возможность нормально жить и адаптироваться в обществе – вот основная цель специалиста дефектолога. Так сурдопедагог развивает речевые возможности, а тифлопедагог прокачивает социальные и бытовые навыки ребенка. Дети обучаются познавать мир с помощью пальцев рук.

Для слабовидящих и слепых детей создаются специальные книги, выполненные из различных материалов и имеющих объем. Это позволяет слепым детям правильно представить окружающий их мир.

Еще одной важной целью работы специалиста является прививание детям простых с нашей точки зрения, бытовых навыков. Самообслуживание должно быть привито ребенку как можно скорее, зачастую родители особенных детей не только не прививают им этот навык, но и всячески пытаются оградить от этого, уничтожая шансы ребенка на дальнейшую самостоятельную жизнь.

Олигофренопедагоги ведут работу с детьми, имеющими нарушения интеллекта. К этим нарушениям относят задержку психического развития и умственную отсталость. При работе с этими детьми упор делается на развитее мышления. Для них так же важно получить в полной мере навыки самообслуживания и коммуникации с обществом. Дети, имеющие легкую форму интеллектуальных нарушений могут быть обучены несложному труду, что в дальнейшем позволит им получить профессию.

В завершении статьи можно подвести итог, что специалист дефектолог делает крайне сложную, но очень важную работу. От его деятельности зависит будущее особенных детей, которые смогут максимально социализироваться в обществе.

Мы ведем прием там, где вам удобно