Не всегда рождение и воспитание детей приносит только радостные эмоции, к сожалению у ребенка могут развиваться некоторые патологии и проблемы со здоровьем, в том числе, проблемы со слухом, речью, психикой, опорно-двигательным аппаратом. Таким детям нужна особая поддержка и помощь такого специалиста как психиатр дефектолог.
Кто такой психиатр дефектолог
Дефектологом называют специалиста имеющего медицинское образование и занимающегося коррекцией поведения у детей имеющих особенности в развитии. Основная его задача заключается в коррекции поведения у детей имеющих ограниченные возможности здоровья и отклонения в развитии.
Дефектологи – педагоги работают не только в детских садиках и школах, также они ведут прием в специализированных клиниках, реабилитационных центрах, поликлиниках. Дефектолог педагог проводит индивидуальную и групповую работу.
Дефектология разделяется по отраслям:
- Олигофренопедагогика — работа с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями.
- Сурдопедагогика — работа с детьми, имеющими отклонения слуха;
- Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
- Логопедия — работа с нарушением речи у ребенка.
При работе в детском саду, работа этого специалиста не узконаправленная, а зависит от различных проявлений нарушений развития у детей.
Стоит отметить, что в обычных дошкольных и школьных учреждениях этого специалиста практически невозможно встретить. Дефектологи работают в специализированных учебных заведениях.
Другой важной частью работы данного специалиста является социализация детей с особенностями развития. Особенно тяжело приспособиться к жизни бывают детям с умственными отклонениями. Также очень важно научить слабовидящих детей ориентироваться в пространстве. Помочь таким детям как раз и призван такой специалист как дефектолог.
Как работает дефектолог с детьми
Основной деятельностью данного специалиста является воспитание, обучение и знакомство особенных детей с внешним миром и обществом. Конечно, только этим его работа не ограничивается. Все зависит от конкретного нарушения в развитии у ребенка.
В первое время специалист обследуют ребенка. Обследование обширное, должно выявить все слабые стороны развития. Важно понимать, как ребенок выстраивает контакт с другими людьми, какие реакции возникают, каким образом лучше усваивается информация.
На основе результатов обследования педагог (в случае с групповыми занятиями или работой в специализированной школе) разбивает детей на группы. Группы подбираются так, чтобы воспитанники в них имели схожие уровни развития и особенности восприятия информации.
Некоторые дети не могут принимать участие в групповых занятиях, им необходимы индивидуальные сеансы. К таким относятся дети с диагнозом аутизм.
Направления занятий:
- Знакомство с окружающим миром. Специалист формирует у ребенка правильное представление о мире. Ребенок начинает понимать ответственность за свои действия.
- Развитие у ребенка математических понятий. Специалист рассказывает на занятиях что такое высота, форма, величина, вес и другие характеристики предметов и объектов.
Сенсомоторное развитие ребенка также очень важно. Большой упор делается на развитие ощущений. Дети практикуют различные способы развития моторики, например им предлагается так называемый пальчиковый бассейн, куда помещаются мелкие предметы, игрушки и даже крупы. Изучаются фрукты, овощи, и другая еда, которую можно исследовать с помощью прикосновений к ней пальцами.
Особое значение придается налаживанию контакта у детей с особенностями психического развития, им сложно играть, придерживаться правил и в целом идти на контакт. В этом случае педагог дефектолог помогает наладить эти связи, направляет действия детей и способствует нахождению общего языка между подопечными.
Следующим важным делом, конторе лежит в плоскости работы дефектолога является работа с родителями.
Для родителей особенных детей очень важно находить ответы на свои вопросы, а также приобретать практические навыки которые помогают справляться с поведением их ребенка.
Методы работы
Методика образовательного процесса будет выстраиваться исходя из тех особенностей в развитии, которыми обладает ребенок или группа детей, с которой проводит работу специалист. Для примера можно привести ребенка страдающего от глухоты, в его случае непременно возникает проблема распада разговорной речи. Это имеет особое значение у детей младшего возраста (дошкольников) так как именно в этот период происходит основное формирование речи.
Детям с потерей слуха и отсутствием нормальной коммуникативной связи приходится очень непросто и часто это может приводить к тому, что ребенок попросту замыкается в себе. Если вовремя не обратиться к специалисту ребенок может полостью утратить возможность разговаривать. Конечно, его обучат языку жестов, но без возможности разговаривать это сильно ограничит его в возможностях и контакте с социумом.
Возможность нормально жить и адаптироваться в обществе – вот основная цель специалиста дефектолога. Так сурдопедагог развивает речевые возможности, а тифлопедагог прокачивает социальные и бытовые навыки ребенка. Дети обучаются познавать мир с помощью пальцев рук.
Для слабовидящих и слепых детей создаются специальные книги, выполненные из различных материалов и имеющих объем. Это позволяет слепым детям правильно представить окружающий их мир.
Еще одной важной целью работы специалиста является прививание детям простых с нашей точки зрения, бытовых навыков. Самообслуживание должно быть привито ребенку как можно скорее, зачастую родители особенных детей не только не прививают им этот навык, но и всячески пытаются оградить от этого, уничтожая шансы ребенка на дальнейшую самостоятельную жизнь.
Олигофренопедагоги ведут работу с детьми, имеющими нарушения интеллекта. К этим нарушениям относят задержку психического развития и умственную отсталость. При работе с этими детьми упор делается на развитее мышления. Для них так же важно получить в полной мере навыки самообслуживания и коммуникации с обществом. Дети, имеющие легкую форму интеллектуальных нарушений могут быть обучены несложному труду, что в дальнейшем позволит им получить профессию.
В завершении статьи можно подвести итог, что специалист дефектолог делает крайне сложную, но очень важную работу. От его деятельности зависит будущее особенных детей, которые смогут максимально социализироваться в обществе.